avangard-pressa.ru

Реферат Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС


Морально-психологическая подготовка населения для действий в ЧС.
Содержание:
1.Психологическая готовность ……………………………………………………………………………………………….2
2.Предупреждение паники……………………………………………………...…………………………………………..…5
3.Чувство долга и ответственности……….........................................................................................................5
4.Подготовка населения – государственная задача………………………….………………………………..………...………6
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряжённость. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.

Психологическая готовность


Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические пос­ледствия вызывают у люден большую эмоциональную возбужденность, требуют высокой морально-психологической стойкости, выдержки и ре­шительности, готовность оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
    Тяжелая картина разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых слу­чаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или пол­ностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
От морально-психологической устойчивости бойцов частей, подразде­лений и невоенизированных сформировании ГО зависит в немалой степени, с каким качеством, в какие сроки будут проведены спасательные работы. Должное ли внимание уделяется психологической совместимости при ком­плектовании отрядов, команд, групп для отправки в район ЧС? По сущес­тву, никакого. В подразделения включают специалистов, тех, кто на месте работ будет всего нужнее. Это главный критерий.
    Вот почему руководителям ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий при таком положении все чаще приходится прибе­гать к помощи добровольцев, которые готовы идти в самые опасные мес-та. Так было в Чернобыле, Башкортостане, Арзамасе, где люди шли на риск сознательно, уверенные, что способны управлять своим поведением и противостоять воздействию стрессовых факторов.
    Опыт ликвидации аварий говорит, что экстремальные ситуации могут побуждать человека на такие дела и поступки, на которые он не решился бы в обычных условиях. Так, во время землетрясения в Армении ничем осо­бым ранее не выделявшийся работник районного масштаба Мурадян про­явил в ходе спасательных работ высокое самообладание и истинный геро­изм. И после гибели всей семьи он не опустил рук, не растерялся, не обезу­мел от горя, как было с другими, а собрал вокруг себя группу людей и с особым упорством приступил к спасательным работам.
    У неподготовленных психологически, не закаленных людей появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других — психо­логический шок, сопровождаемый оцепением мышц. В этот момент нару­шается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теря­ется контроль сознания над чувствами и волен. Нервные процессы (воз­буждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некото­рых расширяются зрачки — говорят, “у страха глаза велики”, нарушается дыхание, начинается учащенное сердцебиение— “сердце готово вырвать­ся из груди”, спазмы периферических кровеносных сосудов — “побелел как мел”, появляется холодный пот, слабеют мышцы — “опустились руки”, “коленки подогнулись”, меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном сильном страхе от резкого нарушения работы сердечно-сосудистой системы.
    Такое состояние бывает довольно продолжительным — от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоя­нии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам населенного пункта.
    Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возмож­ных последствий стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта н навыков в борьбе со стихией, слабая мо­рально-психологическая подготовка — все это причины такого поведения людей.
    Что делать, как поступить, чтобы избежать такого подавленного состоя­ния людей?
    Во-первых, надо учитывать, что человек, перенесший тяжелую психичес­кую травму, гораздо быстрее восстанавливает душевное равновесие, если его привлечь к какой-либо физической работе и не одного, а в составе группы.
    Во-вторых, чтобы ослабить негативное воздействие на человека нужны постоянная подготовка к действиям в экстремальных условиях, формиро­вание психической устойчивости, воспитание воли. Вот почему основным содержанием психологической подготовки является выработка и закреп­ление необходимых психологических качеств. Главным здесь является мак­симальное приближение обучения к реальным условиям, которые могут сложиться в конкретном регионе, населенном пункте пли на объекте. Осо­бенно важно воспитывать самообладание, хладнокровие, способность трез­во мыслить в сложной и опасной обстановке. Выработать эти качества лишь путем словесного ознакомления с действиями в районе стихийного бедст­вия невозможно. Только практика и еще раз практика помогут приобрести эмоционально-волевой опыт, необходимые навыки и психологическую ус­тойчивость. Вот почему при проведении занятий с населением, а тем более с личным составом формировании (подразделений) нужно давать не толь­ко словесное описание нужных действий, не ограничиваться показом кино- и видеофильмов, а обязательно отрабатывать приемы и способы тех спаса­тельных работ, с которыми вероятнее всего придется встретиться в данной местности. В основе выработки любого навыка лежит многократное со­знательное повторение конкретных действий, выполнение нужных упраж­нений.
    В-третьих, особое значение приобретает подготовка коллективов — всех тружеников предприятий, организаций и учреждений к повышению стой­кости, к психологическим нагрузкам, развитию выносливости, самообла­дания, неуклонному стремлению к выполнению поставленных задач, раз­витию взаимовыручки и взаимодействия. Такую подготовку надо прово­дить дифференцированно с учетом предназначения каждого формирова­ния и той обстановки, с которой может столкнуться конкретный коллек­тив. И делать это надо на учениях и тренировках. Опыт ликвидации траги­ческих событий, в которых концентрировались колоссальные духовные, интеллектуальные и материальные ресурсы общества, должен быть широ­ко использован на занятиях по подготовке населения к действиям в чрез­вычайных ситуациях.
 Надо помнить, что уровень психологической подготовки людей — один из важнейших факторов. Малейшая растерянность и проявление страха, особенно в самом начале аварии или катастрофы, в момент развития сти­хийного бедствия могут привести к тяжелым, а порой и к непоправимым последствиям. В первую очередь это относится к должностным лицам, обя­занным немедленно принять меры, мобилизующие коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку. Именно неверие в свои силы, в силы и возможности коллектива парализуют волю.
 Так, во время зимовки на станции “Восток” (в Антарктиде) в 1985 г. слу­чилось ЧП: в момент, когда на улице температура упала до 70 градусов мороза, загорелась дизель-электростанция. От зимовщиков потребовалось предельное напряжение физических, моральных н умственных сил. Руко­водитель экспедиции растерялся, и здесь появился лидер — мастер буро­вой бригады. Он взвалил на себя всю ношу вожака. До этого случая был обычным работником, ничем не выделялся. Только чрезвычайная ситуация высветила в нем человека волевого, с твердым характером, за которым пошел коллектив.Паника — это чувство страха, охватившее группу людей, которое затем передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижает­ся ответственность за свои поступки. Человек не может разумно оценивать свoё поведение и правильно осмыслить сложившуюся обстановку. В такой атмосфере стоит только одному высказать, проявить желание убежать из района бедствия, как людская масса начинает слепо подражать.Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достовер­ной информации. Этот недостаток сразу же восполняется слухами, криво­толками и рассказами "очевидцев”.
Как показывает опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, ава­рий и катастроф — это результат не только неосведомленности, но и ни­зкой подготовки людей к действиям в экстремальных ситуациях, отсутст­вие психологической закалки. Среди людей всегда найдется слабая лич­ность — паникер. Ему даже незначительная опасность представляется пре­увеличенной, огромной. Реальность вытесняется плодами воображения. По­этому часто говорят: "у страха глаза велики”.Поводом для паники может служить крайнее утомление людей, когда они долгое время остаются в бездеятельности, неведении, напряженном ожида­нии. Немалую роль играет сильно пониженный тонус сознательной актив­ности. Он делает индивида неспособным к правильному поведению в кри­тической ситуации. Повышенная же эмоциональная возбудимость и акти­визация воображения стимулируют импульсивные, нерациональные дей­ствия. Чаще это случается при неожиданном и внезапном наступлении опас­ности.К возникновению страха и паники может привести и отсутствие органи­зованности и порядка, ослабление руководства, потеря управления, недо­верие между людьми, плохие взаимоотношения, разобщенность коллекти­ва.
В любом случае индивидуальный страх первичен, он является предпо­сылкой, почвой для группового страха, для паники и зависит от эмоцио­нальной восприимчивости, устойчивости. Коллектив, объятый паникой, по существу перестает быть коллективом, теряет его признаки.

Что надо противопоставить панике?


Одним из лучших средств борьбы с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация населения о случившемся, напоминание о правилах поведения и периодические расска­зы о предпринимаемых мерах.

Вот пример.

4 июня 1988 г. в 9.00 на железнодорожном переезде у стан­ции Арзамас-1 произошел сильнейший взрыв двух вагонов, перевозящих взрывчатые вещества. Над городом навис огромный черный "гриб”. Все это потрясло жителей. Но ровно через 17 мин по распоряжению начальни­ка ГО города — председателя горисполкома И.Склярова по местному ра­дио передали первую информацию о случившемся. Далее сообщения пов­торялись регулярно, людям разъясняли обстановку, к ним обращались за помощью. Даже намека на панику нигде не наблюдалось.
А вот другой пример. 12 сентября 1990 г. в Усть-Каменогорске на заводе ядерного топлива (производство бериллия) произошел взрыв. Однако об аварии штаб ГО города никто не оповестил. Время шло, а население пре­бывало в неведении. Поползли слухи и кривотолки. И только через два с половиной часа начальник штаба ГО на свой страх и риск, не дожидаясь команды руководства, которое растерялось, передал по радио заранее за­готовленный на случай беды текст. Но к данной ситуации эта информация не подходила. В ста километрах от города комбайнеры, услышав такое со­общение, побросали машины, спасаясь от якобы радиоактивного облака. Пришлось составлять новый текст — ушел еще час, а в это время в облаке бериллиевой пыли с концентрациями, в сотни раз превышающими пред­ельно допустимые, одни дети шли из школы, другие на занятия во вторую смену.
Чтобы предупредить панику, надо с самого начала чрезвычайной ситуа­ции рассказать людям всю правду о том, что случилось. Информация до­лжна периодически повторяться, наращиваться. Необходимо не только рассказывать о ходе спасательных работ и давать разъяснения, а обяза­тельно обращаться к ним с просьбами, вовлекать их в общее дело ликвида­ции последствий стихийного бедствия или аварии. Каждый человек должен чувствовать себя причастным к этим важным событиям.А если паника все же возникла? Как быть? Что делать? Ее следует немед­ленно, решительно пресечь. И желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный характер, не охватила большие массы и быстро под­дается ликвидации.

Предупредить панику


Для этого в первую очередь следует отвлечь, хотя бы на непродолжи­тельное время, внимание людей от источника страха или возбудителя па-пики. Дать возможность людям хоть па мгновение очнуться от страха и попытаться взять управление толпой на себя. Постараться переключить внимание людей с действий "лидера” паникеров на человека, трезво мыс­лящего, обладающего хладнокровием. Здесь должны найти место власт­ные и громкие команды людей с волевым характером.
Как только это произойдет, надо всех незамедлительно вовлечь в борьбу с опасностью. Обычно, когда проходит первое чувство страха, у большин­ства людей в такой ситуации наблюдается повышенная активность, стрем­ление как бы загладить свою вину. Это и следует использовать для привле­чения всех к спасательным работам, поручив каждому конкретный учас­ток.
Если паника все же охватила значительное количество людей, как быть тогда? В таких случаях их необходимо разделить на более мелкие группы, с каждой из которых справиться будет значительно легче.
И еще одно важное обстоятельство — это постоянное общение руково­дителей всех рангов местной администрации, депутатов и других извест­ных и уважаемых людей с населением того района, города, где произошло стихийное бедствие или катастрофа.

ЧУВСТВО ДОЛГА И ОТВЕТСТВЕННОСТИ


Его надо выращивать, воспитывать и лелеять. Не всем оно дано, не все им обладают. Только истинные патриоты Родины, люди, преданные своему народу на деле, а не на словах, способны совершать подвиги тихо, без шума, как бы повседневно. И таких людей много. Просто они в обычной жизни как бы незаметны, вроде бы такие как и все. Их воля и характер, чувство ответственности проявляются в реальных делах, в критических си­туациях, когда этого требует в одних случаях страна, в других — интересы города, района, предприятия, когда есть праведная цель, общая задача, к выполнению которых стремится большинство людей.
Начнем с примеров из Великой Отечественной войны. Некоторые ска­жут — старо. Нет, не старо! Подвиг народа никогда не стареет. Чувство долга и ответственности высоко ценилось во все времена.
Зима 1941-1942 гг. Из Ленинграда были эвакуированы многие предпри­ятия и все театральные коллективы, только труппа театра оперетты оста­лась. Фантастическая картина. На улице -25 градусов. В не отапливаемом помещении чуть теплее. В три часа дня началась оперетта "Роз-Мари”. В зал врываются звуки сирен. Публика устремляется в убежище, а многие артисты, являясь бойцами МПВО, вооружаются клещами, взбираются на ледяные крыши, чтобы сбрасывать зажигательные бомбы, встают на вы­шки дежурить.
Не раз и не два приходилось нести вахту па крыше и всемирно известно­му композитору Дмитрию Шостаковичу. Он был бойцом местной проти­вовоздушной обороны консерватории.
Вспомним апрель 1986 г., Чернобыль. Взрыв на АЭС произошел в ! ч 23 мин. Начальник штаба гражданской обороны Чернобыльской станции С.Воробьев доложил дежурному штаба ГО Киевской области об аварии, сам объезжал территорию объекта, замеряя уровни радиации. Доклады­вал заместителю главного инженера АЭС по науке, что в отдельных мес­тах уровень очень высок, что обнаружил разбросанный графит из недр ре­актора. Тот успокоил его. Директор же станции Брюханов запретил на­чальнику штаба давать сведения об обстановке на АЭС кому бы то ни было. Тогда тот обратился за поддержкой к секретарю парткома С.Паршину. Его реакция: "Убеждай директора сам”.
Вот так по-разному отнеслось руководство АЭС к тревожным сообще­ниям начальника штаба ГО объекта.
А в других местах? Узнав об аварии, в городах и на предприятиях стали выставлять посты радиационного и химического наблюдения и направлять для несения этой службы самых лучших, наиболее ответственных и достой­ных.
Новое испытание для гражданской обороны. 4 июня 1988 г. Арзамас. Здесь организация была совсем другой. Руководство не растерялось. Все бразды правления были в твердых и уверенных руках. Высокий долг и чувство от­ветственности заметны были повсюду. Семь санитарных дружин, как на месте взрыва, так и в стационарных лечебных учреждениях, действовали уверенно, со знанием дела, практически без отдыха. "Пригодились те на­выки по оказанию первой помощи, что не раз отрабатывали на соревнова­ниях и уроках милосердия”, — сказала командир дружины Арзамасского приборостроительного объединения В.Котова.
Боец группы механизации машинист погрузчика Е.Бедягип после мно­гочасового напряженного труда наотрез отказался от подмены. Не поки­нул он кабину машины и тогда, когда невыносимо болели покрасневшие от пыли глаза.
А водитель завода коммунального машиностроения М.Коптев сказал об учениях по ГО, которые проводились ранее на предприятии так: "Признать­ся, впервые пожалел, что иногда с иронией относился к этим мероприяти­ям — ведь многое пригодилось бы!”
 

ПОДГОТОВКА НАСЕЛЕНИЯ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЗАДАЧА


Обратимся к реалиям сегодняшнего дня. Может быть, подготовка насе­ления к действиям в чрезвычайных ситуациях не так уж и нужна, может быть, этот процесс кем-то искусственно раздут? Нет!
Только за последние 20 лет в мире в результате стихийных бедствий по­гибло около 3 млн. человек и по меньшей мере около 800 млн. перенесли различные заболевания. Экономические потери порой просто невоспол­нимы и не поддаются учету.
В связи с этим для реализации защитных мероприятий, обеспечения без­опасности населения и снижения возможного ущерба указом Президента РФ создана Российская система предупреждения и действии в чрезвычай­ных ситуациях (РСЧС). На нее возложено проведение единой государствен­ной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей, окружающей среды, обеспечение готовности сил и средств к  действиям в чрезвычайных ситуациях.
Закон РФ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера” является главным, отправным актом, определяющим и узаконивающим всю систему предупреждения, действий в ЧС и устанавли­вающим принципы обучения населения в масштабах России.
Им предусматривается, что вся информация в области защиты населения и территорий от ЧС, а также о деятельности органов власти и местного самоуправления теперь является гласной и открытой. Они обязаны опера­тивно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам. На них же возлагается подготовка и содержание сил и средств для ликвидации ЧС, обучение населения спосо­бам защиты и действиям в кризисные моменты.
Само население теперь не может стоять в стороне от задач по предупреж­дению и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катаст­роф.
Это значит, что обучение и морально-психологическая подготовка ра­бочих, служащих, тружеников сельского хозяйства и всего остального на­селения должны быть подняты на новый качественный уровень, приобрес­ти организованный, массовый характер и проводиться повсеместно.
Как организационно, в какой последовательности это должно делаться?
Правительство РФ своим Постановлением от 24 июля 1995 г. № 738 опре­делило "Порядок подготовки населения в области защиты от ЧС”. Теперь она должна приобрести всеобщий, государственный масштаб и проводиться по соответствующим возрастным или социальным группам, начиная от дошкольных учреждений и кончая неработающим населением по месту жительства. А подготовку всей учащейся молодежи проводить в учебных заведениях в учебное время по специальным программам.
В целях проверки подготовки населения, привития ему практических навыков для разумных и расчетливых действий в чрезвычайных ситуаци­ях Правительство требует регулярно проводить командно-штабные, так­тико-специальные, комплексные учения и тренировки на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их организационно-правовой формы.
Конечно, формирование таких морально-боевых и психологических ка­честв как инициатива, быстрота реакции, решительность, способность про­тивостоять страху и панике, выдерживать предельные физические нагруз­ки, должно стать неотъемлемой составной частью всей вновь принятой сис­темы обучения и воспитания населения России для действий в любых чрез­вычайных ситуациях.